Блог Блог им. sap Блог им. sap Тихий океан, Сапа и 25 философских камней. Часть 2.

Опять одни… Чудо остров…

Впереди было 150 километров до Лопатки – южной оконечности Камчатки и 200 километров до Северо-Курильска. После того, как я отчалил от метеорологов, первое, что я сказал вслух, была фраза: «Ну вот МЫ и опять одни!» :).

Как водится, весь день плыл, плыл и приплыл на чудо остров Уташуд. На материке ночевать категорически не хотелось – у меня выработалась стойкая аллергия на медведей :). Да и остров был настоящим произведением искусства.

Самое сложное на острове – найти место для палатки… Повсюду были птичьи гнёзда. Птичкам явно не нравился их новый сосед, и они это активно показывали криками и какахами, сыплющимися с неба, прямо как дождь :).

В этот день я впервые установил флаг :). Установил, конечно, громко сказано – на удочку повесил и прикопал камнями. Хоть для чего-то удочка пригодилась…

Мстислав рассказывал мне, что этот остров является заповедником. Единственное место на острове, куда можно причалить – какой-то пляжик с домом, в котором живёт егерь. Если он на месте – он меня оштрафует, т.к. жить там нельзя. Мне было лень искать этот пляж и причалил я, как у меня уже повелось, с приливной стороны… Никакого дома там не было. Море было спокойное, но раз в 3-5 минут прилетала серия довольно больших волн. Ничего серьёзного, если их переждать. Поужинав, часов в 7 я лёг спать. Сквозь сон и сказочку в наушниках услышал гул мотора. Решив, что едут штрафовать, я вылез из палатки. Штрафовать меня не стали – это были уже знакомые мне ребята на моторке. Они стояли на материке и, увидев флаг, поплыли поболтать. Причалив, все тут же бодро спрыгнули на берег и пошли здороваться, даже не подтащив лодку. Всем же интересно, что за идиот на острове живёт :). Вообщем, они только и успели, что поздороваться – прибойка не заставила себя долго ждать. Хорошо, что лодку не унесло, и ноги никому не поломало… Ребята уплыли даже не попрощавшись. По старой доброй каякерской традиции я стоял на берегу, фоткал и громко ржал, пока их мутузила прибойная волна.

Уже дома я приблизил фотку и ещё раз поржал :). Всмотритесь в это лицо полное ужаса :).

Достопримы...

На утро я попрощался с чайками, словил очередной дождь из какашек и уплыл. Плыл, плыл и приплыл в чудо место. В районе острова Гаврюшкин камень, видимо, с материка был лавовый выброс. Берег представлял собой природный музей произведений искусства. Лавовые потоки застыли в причудливых невообразимых формах. Словами это не описать, так что смотрите фотки! Правда погода была не очень – уже вечерело, солнца не было… Да и подплыл я туда уже довольно уставший – позади было 50 километров… Ну, что есть, то есть…

Посреди застывших лавовых фигур я и решил заночевать. Выбрал бухточку поживописнее и причалил к берегу.

Шторм и путь к Лопатке…

Ночью в 10 метрах от палатки прилетел небольшой оползень. Я аж проснулся… Проснулся, перекрестился и опять уснул :). Утром я увидел камушки, которые прилетели – если бы они прилетели в меня – от меня остались бы только тапочки… :)

До Лопатки оставалось 55 километров. По прогнозу мне было нужно кровь из носу доплыть до неё за 2 дня, т.к. шёл очередной циклон. В отличие от первых двух – этот был сильнее и продолжительнее (как раз он затопил Приморье и Китай, об этом я позже узнал по телевизору). Если бы я не смог доплыть до Лопатки за эти 2 дня, мне пришлось бы минимум неделю жить в палатке во время шторма, да и ко всему прочему, Камчатка горная плавно переходила в равнинную Камчатку, а на ней мишки пасутся, как коровы в поле! Благо на следующий день вышло солнце, и погода обещала быть хорошей… по крайней мере, мне так казалось с утра…

Я не торопясь собрался, прогулялся немного, позавтракал. Солнце припекало, и я особо не торопился. Сказывалась ещё усталость – за предыдущие 2 дня я проплыл больше 100 километров… Хотелось тупить :). Часам к 9 я-таки собрался и был готов к старту. Покурил… и… задул ветер. Покурил ещё раз… Ветер задул сильнее… Я решил подождать. Пару раз мне казалось, что он стих, но как только я подходил к лодке, надевал спасик – он начинал снова дуть. К обеду поднялся туман, но надежды я не терял. Решил ждать погоды до 5 вечера. Хотелось проплыть хоть 20 километров, тем боле, что лагерь я уже свернул, лодку упаковал.

Погоды я так и не дождался… Позвонил Ольге – она сказала, что да, сегодня сильный встречный ветер. Завтра до вечера обещают ветер такой же силы, но ПОПУТНЫЙ, а вечером начиналась неделя жести. Я заново поставил лагерь и грустный лёг спать.

Утром туман стал ещё гуще. Границы бухты уже были не видны. Но ветра не было. Я собрал яйки в кулак :) и поплыл. Это был первый мой опыт плаванья по Тихому океану по навигатору. Если плыть вдоль берега – его очертания ещё слегка видно. Но как только начинаешь резать бухту – всё, ты оказываешься в молоке. Один раз я так приплыл в сад камней :). Был сильный отлив и, видимо, в этом месте океан очень мелкий. По навигатору до земли было ещё прилично, и я на ощупь к нему приближался… Приближался до тех пор, пока практически не сел на мель :). Спустя час-два, туман немного рассеялся и задул ветер… ПОПУТНЫЙ!

Первый раз за всё время моего путешествия дул попутный ветер! Но радовался я недолго. Буквально с каждой минутой он становился всё сильнее. Я уже плыл вдоль равнинной Камчатки, и задержаться ему было негде. Спустя ещё час, ветер был уже настолько сильный, что я уже практически не грёб вперёд – только рулил, серфя на волнах. До сих пор хорошо помню этот звук за спиной: «Пшшшш» — это означало, что через несколько секунд меня с головой накроет закрывающаяся волна. Это случалось раз в минуту. Ветер срывал воду с волн и больно бил меня ею. Я не приукрашиваю – было прямо больно! Такое ощущение, что это была чистая соль и, как в пустыне, ветер швырял ею в меня. Плыть можно было только либо по ветру, либо перпендикулярно ему. Если я ставил лодку под углом – каждая волна крутила, вертела мною, как хотела!

Я уже раньше писал о том, что самое страшное – это обход мысов. Так вот, все обходы мысов до этого дня были просто детским садом, прогулкой по озеру! В тот день – это реально была жесть! Я подплывал по ветру почти вплотную к мысу, поворачивал лодку перпендикулярно ветру, ставил большой жёсткий крен и, матерясь, плыл вдоль мыса, получая в ухо каждой первой волной… Выходя на уровень мыса, я разворачивал лодку опять по ветру и со свистом его проскакивал, ненадолго укрываясь за ним. Руль слушался плохо. Чтобы повернуть, приходилось со всей дури жать на педаль – иногда я даже думал, что сломаю её или порву тросик – так сильно приходилось нажимать. И только спустя пару секунд лодка нехотя начинала разворачиваться.

Жутко болели глаза, лились слёзы от соли. Я натёр себе о куртку обе подмышки до крови. В голос умолял ветер чуть ослабнуть, но он, сцуко, меня не слушал :). Обойдя очередной мыс, я увидел маленькую бухточку, окружённую скалами – это был оазис спокойствия! Там не было ветра. Я сразу почувствовал на сколько сильно я устал. За всё время я не курил, не писал… даже почесаться не было времени. Я решил отдохнуть полчасика. Пока плыл к берегу – увидел на вершине небольшой сопки медведя, который шёл в сторону бухты. Решил, что успею до его прихода. Уже собирался причалить, сдёрнул юбку… смотрю — сидит упырь, на попе, на меня смотрит, глазами хлопает – очередной рыжий огромный таракан! Я наорал на него, что он, мерзота, мне всю жизнь испортил! Медведь обиженно ушёл, но желание причалить пропало… Да и в лодке теплее было. Я достал бутылочку Нести, с трудом отыскал в штанах своего изрядно сморщенного друга :), привычным движением засунул его в бутылку и попытался расслабиться. Выкурив 3 сигареты подряд, я стал замерзать – надо было плыть дальше…

У меня на лодке всё время была прикреплена ГоуПрошка. Ни разу я не нашёл, что на неё можно заснять. И вот тут было как раз оно! Но у камеры села батарейка :). Вот такая вот подстава :). Более того, у меня весло было привязано верёвочкой к спасику, и ветер постоянно выдувал верёвочку вперёд. Периодически она запутывалась за эту самую ГоуПроху! Приходилось распутывать… А это значит – не держаться за весло… Было жутко :).

Ещё хорошо помню капусту. Морская капуста – это не та мелкая хрень в банках, которая очень вкусная с крабовыми палочками и яйцом :). Вернее – это та, только вот сырая она выглядит по-другому. Ленты в десятки метров длиной, шириной сантиметров 20-30 и толщиной в несколько миллиметров. Очень крепкая и она там повсюду! Иногда приходилось проплывать целые поля капусты. На ней лодка сильно замедляется. Когда по этим полям плывёшь во время шторма, лодка, падая с волны, заныривает под капусту, как подводная лодка. И когда всплывает – ты оказываешься весь обвитый капустой, как лианами. Запросто можно запутаться в ней, зацепиться чем-нибудь, а ветер и инерция продолжает нести… Бррррр… Как вспомню – бегу в тубзик :).

Вот как-то так… В таком формате я плыл часа 3-4. За каждым углом мерещился злополучный маяк и дом с баней… Навигатор показал топовую скорость 17 км/ч. Моя крейсерская скорость в хорошую погоду 7-8 км/ч. Если вжарить-вжарить со всей дури – 12. А тут 17! При том, что я не грёб толком-то :)… Я читал в отчёте Мстислава (тоже соло поход – вокруг о. Парамушир), что у него в похожей ситуации была скорость 18 км/ч – думаю, он понимает о чём я :). А если ещё учесть, что плывёшь ты один и вокруг только чайки да медведи в тумане…

К обеду навигатор сказал, что я где-то рядом… Спустя ещё немного, я увидел гору мусора. Причалил, переоделся, покурил, выдохнул :)… и пошёл искать людей. Я был на Лопатке!

Лопатка… День сурка… Третий циклон…

До дома метеорологов оказалось идти минут 10. По пути меня облепили местные собаки. Я уж думал – сожрут :). Но не, не стали… просто облепили меня, и вместе мы пошли искать людей. На крыльце дома мня уже ждал метеоролог Игорь. С ходу спросил, где я оставил каяк. Им оказывается по рации передали с Водопадной про меня… Выяснилось, что на Лопатке в тот момент находилось 2 метеоролога: Игорь и Толик. Они замещали других на время их отпуска. Ещё на Лопатке есть маячники, но в тот момент они тоже были в отпуске.

Рыбными катлетосиками и борщами меня там уже не баловали – атмосфера была, прямо скажем, холостяцкая, зато было весело! Понарассказывали кучу историй. Оказывается Толян – это второй погорелец :). Напарник Сани с Водопадной – они вместе в бане выживали. Мир тесен.

Правила на Лопатке были простые – кто что хочет, тот то и делает. Я хотел в баню – я и пошёл топить. Только в бане начал осознавать, что я, наконец, доплыл – перестали дрожать коленки :). Весь вечер я вытаскивал соль из глаз. После бани я пошёл спать – устал сильно. Начиналась череда дней сурка.

На утро был такой пейзаж… Это с крыльца дома… Собственно 95% времени, что я там пробыл – был такой пейзаж… Красно-белая полосатая штука – это корабельный маяк. До него метров 100 от дома. Он ещё и светится… Зачем он, правда, там нужен, не понятно. Его почти никогда не видно :). Курилы, мля…

На тот момент Игорь с Толиком жили на Лопатке уже почти месяц. За весь месяц было 2 дня хорошей погоды, остальное время – вот такое вот говно. Причём хорошая погода кончилась за пару дней до моего приезда. Если бы не ФакАп с телефоном – я бы пережидал 1-ый циклон на Водопадной, 2-ой на Лопатке, успел бы за эти 2 дня проскочить Курильский пролив и до 3-его циклона успел бы вернуться в Петропавловск… Но ничего не попишешь, случилось, как случилось… Впереди меня ждали много-много сурков :).

Лопатка хоть и суровее и голоднее Водопадной, но там есть где погулять. Можно погулять по побережью Тихого океана, а можно пойти на побережье Охотского моря… Собственно это и всё :). На Водопадной же есть только 300 метров пляжа по которым можно пройтись – остальное медвежьи угодья.

Начало прогулки можно было выбрать – пойти на побережье Тихого или Охотского. Ну а конец всегда был одинаковый – встретили медведя, развернулись, пошли домой – прогулка закончилась :).

Постоянными нашими спутниками были собаки. Большинство из них бесполезные: мешаются под ногами, не дают пройти, и жутко глупые – пользу никакую не приносят. Отношение людей к ним соответствующее – в таком месте, любой должен приносить пользу! Но был один пёс, который был на особом счету — пёс по кличке Туз. Я таких умных собак ещё не встречал. Он единственный за всех отдувался. Основное требование к собакам – учуять медведя, подать сигнал людям и, по возможности, прогнать его. Тузик с этой задачей справлялся на все 100. Остальные же прятались за нас :). Один раз только Туз пропустил медведя – мы шли по побережью Охотского моря, а он бежал по верху. Тут, справа от нас, из песка подорвалась туша и побежала вдоль моря. Он, по ходу, отдыхал, зарывшись в песок, и офигел не меньше нашего, когда увидел нас. Тузик тут же прибежал и погнал Потапыча. Он аж бедный в море залез! Минут 15 он плавал, пока не вспомнил, что он всё-таки медведь – местный царь зверей. Вылез из моря с видом, будто на солнышке перегрелся, и просто ходил купаться, рявкнул на Тузика и пошёл капусту есть :). Ну а наша прогулка на этом закончилась – мы пошли домой.

На берегу Курильского пролива валяется много костей то ли касаток, то ли китов. Собаки и медведи периодически приходят их полизать…

Ещё мы ловили рыбу. На Лопатке не было лодки, да и место не рыбное – нет речки, поэтому рыбалка тут была совсем другой. По отливу мы просто клали сеть на песок, а на следующий день, опять по отливу, шли её смотреть. То, что не доели чайки с нерпой, забирали мы. Улов не шёл ни в какое сравнение с Водопадной. За день хорошо, если поймаешь 2-3 рыбки… Один раз готовили капусту. Да, да, ту самую, сцуко, капусту, которая так мне мешала плыть! Между прочим, очень вкусно получилось!

Из местных достопримов, на Лопатке есть катакомбы и орудия времён Русско-Японской войны. Мы их излазили все в первый же день. Я оттуда прихватил сувенирчик – гильзу от орудия! Писать тут особо не о чём, лучше просто покажу фотки…

Чем я там только не занимался. Сексом не занимался, алкоголизмом не занимался… НИЧЕМ не занимался :)! Как я уже писал, обстановка была холостяцкой, и мне совесть не позволяла сидеть на попе ровно… Да и скучно было. Я пытался помочь чем могу. Я даже хлеб с булочками готовил… Ну не прям готовил – помогал :).

Один раз на полчасика выглянуло солнышко. Я успел залезть на маяк и пофоткать. В течение 15 минут я видел даже остров Шумшу – нас разделяли 10 километров Первого Курильского пролива. Вот он этот злополучный маяк, которого никогда не видно.

За время моего пребывания там я немного узнал об этой странной профессии – метеоролог. Работа метеорологов заключается в передаче текущего состояния погоды на базу. Получив со всех ГМС погоду, синоптики уже строят прогнозы. Т.е. если грубо, они выполняют функции модема – передают то, что видят, и то, что им говорят датчики. Ну и, естественно, решение всяких форс-мажорных ситуаций, которых в этом суровом краю предостаточно. Одна из задач – классифицировать облака. В отличие от Водопадной, на Лопатке передавать погоду просто – она тут одинаковая! Дождь, туман, облаков не видно.

Ещё на Лопатке есть маячники. У маячников работа заключается исключительно в том, чтобы следить, за лампочкой на маяке – она, сцуко, должна всегда гореть!

Погода на Лопатке почти всегда хреновая. Циклоны, которые случаются в Азии, на Дальнем Востоке и в Тихом океане – все они идут на север через Лопатку. Она является своего рода магнитом для циклонов. Как-то раз я что-то услышал по рации про цунами. Я спросил метеорологов, что, правильно ли я понимаю, что, если где-то происходит цунами – дают оповещение по рации, о том, что типа АЛЯРМ и надо лезть на дерево или сопку (хотя там ни того ни другого нет). Игорь на меня посмотрел и сказал: «Нет. Если мы глазами видим цунами – мы даём оповещение по рации, чтобы все лезли на сопку!» :).

Вот как-то так прошли 9 дней. За всё время была только одна возможность уплыть — на седьмой день. Ветер немного стих, но дождь и туман остались. Меня терзали сомнения. Часов в 6 утра, пока все спали, я сходил глянуть на пролив… Пролив я не увидел, зато услышал — он гремел, как товарняк. По пути встретил медведя… Хорошо Тузик был рядом! Вообщем, в тот день я зассал – не поплыл. Всё остальное время скорость ветра всегда была двузначной. Приплыл на Лопатку я в пятницу в обед. В воскресенье, спустя неделю, я уплыл. Ни одного корабля не проходило за время шторма (они гудят, когда в тумане идут).