Блог Экстремальный сплав Экстремальный сплав И снова Турция!

Перейти на сайт ww-video.ru

Пролог.
Жажда новых неизведанных маршрутов привела нас в весеннюю Турцию. Костяк группы составляла команда «Мир приключений» под предводительством Петровича. К ним присоединилась весенняя солянка «Таганка», с тайными планами переманить лучших МП-ников и выведать секреты «мира продуктов». Также в наши планы входил тест-драйв нового экипажа, сформированного для осеннего похода.

Одной из загадочных рек южного побережья Турции оставалась маленькая речка Кепрю, о которой упомянал известный В. Юрин еще 14 лет назад. Имелся мануал из книги «Wild rivers of Greece and Turkey», который говорил нам, что выше рафтового участка (12км 1-3 к.с.) есть каньон 4-5кс.с, который теоретически проходим. Ниже рафтового участка каньон 5 км 6к.с. с необносимым сифоном на выходе. Вот на разведку и возможное прохождение которого мы и решили замахнутся.

Кепрю также привлекала простой заброской и удачным расположением относительно еще одной замечательной драйвовой речки Манавгат. С этой рекой у нас свой, рязанский, счет «1:1». В 2005 году состоялась удачная экспедиция с прохождением двух каньонов до д. Евга. В 2006 году по большой воде группе пришлось прервать прохождение. И в 2009 году московская команда с трудом, на пупындрах, прошла этот же кусок маршрута (захватив еще один верхний каньон) по паводковой воде. До сих пор никто не прошел последний короткий каньон на Манавгате, т.н. «зеленый каньон» тоже изобилующий мощными порогами.

После «покорения» Кепрю предполагалось пройти и Манавгат с последним каньоном.

Далее мой дневник по дням.

Первый день. Заброска на Кепрю.
Встали на стапель в кафешке (и по совместительству рафтовой фирмочке) у древнеримского моста в начале катального участка. Собрали каты.

Сходили немного поглазеть на верхний каньон. Много узостей в вертикальных стенках, сифон. На катамаранах там было бы тяжко. Да и воды маловато. Хотя конечно — очень красиво. Множество подземных рек, красивые скалы, пышная растительность по берегам — классическая турецкая река.

Рафтовый участок (около 10 км)

Покатались с местными на рафте под мостом помогая поставить ночные сети. Ребята оказались уже «веселые» — на утро договорилисьо товарищеской встрече «рафт против ката» на ящик пива. Немного пораспрашивали о нижнем каньоне. Рафтеры вроде что-то слышали о неудачных попытках прохождения, но толкового объяснения мы не получили. Единственное было понятно, что они рекомендуют не ходить туда.

Стоит жара. Пиво дорогое 3,5 $

Второй день. Начало сплава. Первое впечатление от реки.
С утра оперативненько собрались и вышли на воду. Пока ждали пакующиеся экипажи, запустили Никитоса для отработки спасработ.

Вчерашние рафтеры на старт не вышли, поэтому стартовали без них. Подороге поплескались с проплывающими коммерческими группами. Никитоспредпринял попытку брать на абордаж вражеские суда, но «планктон» сильно перепугался и пришлось прекратить:).

В конце сплава, во время кратковременной остановки, к нам приходят турецкий пацан и пытается впарить по 5 баксов наши же фотки, сделанные буквально час назад! Вот, блин, оперативный бизнес! Еще прикольнее, что на фотках достаточно крупно сняты каты с нашими довольными рожами и внизу подпись: «рафтинг на Кепрю». Немного поторговавшись фотки перешли в карман Петровича совершенно бесплатно.

Стоит жара. Остановились лагерем при входе в каньон, сразу после автомобильного моста. Все ушли на разведку.

В лагере я остался один. Вскоре наш балаган заметил дорожный патруль. Сделав классический полицейский разворот, «турецкий уазик» высадил лейтенанта в сопровождении двух карабинеров. Пришлось мне изображать гостеприимного барона цыганского лагеря. Проявляя чудеса пантомимы мне удалось поведать о давнишней дружбе Россия-Турция, о спортивном «no money!» туризме (не знаю… поняли ли они), о наших «рашен»-катарафтах. Также мне пришлось их убедить, что мы не «крези рашен» и не собираемся продолжать сплав, а ребята просто пошли в треккинг. Лейтенант же поведал трогательную историю о сумашедших каякерах, которых эвакуировали с помощью геликоптера из этого каньона и какие в связи с этим были проблемы у местных полицаев. На прощание я очень убедительно показал как после нашего ухода весь мусор будет убран в треш. Эта пантомима их окончательно растрогала и они удалились очень гордыми от выполненного интернационального долга.Треккингисты вернулись возбужденные и уставшие.У каждого было свое мнение насчет увиденного. Некоторые даже пытались обсуждать варианты прохождения каких-то неведомых мне препятствий, показывая на маленьких дисплейчиках мыльниц ужасные пороги. Увидев грустное лицо Петровича мне почему то стало сразу понятно, что сплав по неизвестному каньону скорее всего не состоится.

Третий день. Глубокая разведка. Гонка Турция-Россия.
Весь третий день решили посвятить глубокому треккингу и дойти максимально вдоль берега до окончания каньона, просматривая каждый участок досконально. Разбились на группировки и выдвинулись. Мечты о тотальном просмотре очень скоро разбились о вертикальные скалы, преградившие путь. Наша подгруппа взяла вверх. Козьи тропы завели нас очень высоко. Вдалеке мы увидели окончание каньона.

Спустились до места где дорога подходит к самой реке. Здесь у местных — типа пикниковая поляна. Длина каньона около 5 км. Назад наша подгруппа двинулись уже по дороге. В середине каньона предприняли еще попытку подойти к непосредственно к берегу и двинулись вдоль ручья. Ручей привел нас к нудисткому пляжу. С большим удовольствием присоединились. Накупавшись, продолжили треккинг уже всей толпой.

Встретив на тропе трех проползавших мимо черепах, известный любитель животных Никитос предположил, что земноводные проходили мимо не просто так, а с целью посоревноваться в черепашьих бегах. Но бедные животные никак не поддавались дрессировке, поэтому ползли все в разные стороны. Врач Рома осмотрел животных и на основании запаха и выделений из заднего прохода сделал вывод, что они в стрессовом состоянии и не могут быть допущены к гонке и должны быть отпущены.

Тропа привела нас на отличную смотровую площадку в центре каньона. В этом месте через каньон перекинута недавно построенная ЛЭП, поэтому подход к крутому берегу расчищен грейдерами. Высота вертикальных стенок 100-150 метров (реальных). Каньон впечатляет и одновременно наводит грусть о беспереспективности сплава по данному участку. Чалится, просматривать и страховать совершенно негде. Под нами — вертикальные стенки и достаточно мощное препятствие. Не удалось просмотреть около 700 метров русла (по gps). Видимо где-то там и существует необносимый сифон, описанный в книге.

Пофоткались и двинули по дороге назад, в лагерь. Дойдя до моста, морально разложившиеся часть группы пошла пить пиво в рафтовую контору, расположенную выше на 300 метров от моста и нашего лагеря.

Клиентов нет, поэтому гидыскучают. Слово за слово — вызов брошен. Ребята быстренько вызвали машину, ивот уже 2 рафта и 8 человек едут на на международную гонку Россия-Турция. Трое наших парней первый раз сидят на рафте и потихоничку меня спрашивают:«Какой стороной садится в эту посудину?». Итак, корма — я и Гена, нос — Никита и Рома. Видеосъемка и поддержка российской команды — Катерина. Рафты шестиместные без средней банки. Длина дистанции ~4км. Старт одновременный своды.

Сначала турки видимо не ожидали прыти от нас и полдистанции нас догоняли. Но так как гиды все же лучше знают течения, то на одном из поворотов они нас догнали. Полный контакт. Самопроизвольно все схватились за бортовые веревки. Какое-то время плыли сцепившись и каждый на своем языке пытался объяснить, что хвататься за борт — это нечестно. Левый борт нашей посудины все же сумел отпихнуть их рафт честно лагом и поэтому мы получили сразу большое преимущество. Мы расслабились.

И тут произошло чудо. На последнем повороте струя реки почему-то имела большую скорость на меньшем радиусе. Это была моя тактическая ошибка. Турки воспрянули и поднажав на весла, ловко обошли наш рафт. До финиша перегнать их уже не было возможности и гонка завершилась под громкое улюлюкание турецких болельщиков. Вечером состоялось общее чаеалкопитие и песнопения в нашем лагере. Обе стороны остались довольны товарищеским матчем.

Четвертый день. И снова здравствуй, Манавгат!

Переброска на Манавгат в точку старта 2005 года. Воды приблизительно столько же как и 5 лет назад. Верхний каньон (тот который проходили москвичи в 2009) будет непроходим по такой воде.
Стапель. Жара.Пятый день. Начало сплава по Манавгату. Обнос. Ливень.
Стартовали. Нам с Петровичем маршрут знаком, поэтому надеемся, что дело пойдет легче чем в первый раз, когда нас вел в режиме первопрохождения Дима Шагаев.

Дошли до ключевого места первого дня — водопадного слива через зуб.

Одна из «касаток» наворачивается на зуб и ломает поперечину.

Идем дальше двумя парами: Таганок+Вербов, Петрович+Крупнов. Скорость передвижения все равно медленная, т.к. для многих ребят подобные препятствия в новинку. Как и в 2005 году дошли до препятствия откуда логичнее отнести вещи ниже на единственное место ночевки (около «волосатых камней») чтобы продолжить сплав-карячинг завтра и налегке.

Во время обноса вещей начинается ливень. Первые два экипажа дошли до места еще проскочив половину без дождя, а вот оставшимся пришлось очень туго. Скользкий склон, ливень, калючки и т.д., все прелести большого приключения.

Под ливнем пытаемся разжечь костер. Это удается Лехе Янаки ценой неимоверных усилий, закрыв своим телом очаг. Пока сушняк еше не совсем отсырел запаливаем большой «пионерский». Греемся. Спустя час или больше подходит вторая группа во главе с Петровичем. По лицам ребят видно, что переход дался ОЧЕНЬ тяжело. Ливень продолжается. Мест дляпалаток нет совсем. Все же удается поставить одну палатку на уровне воды на небольшом клочке песочка, а вторую (наш новую силиконку) на немного разровненных камнях на большом уклоне. Остальные устраиваются на камнях. Всем холодно. Гидры никто не снимает. В шатер забились впятером и попытались заснуть в полулежащем положении. Швы текут. Тент не рассчитан на ливень. Лежащие у стенок все мокрые от конденсата. Но это все равно лучше чем под дождем. Тем кому не хватило места в палатках приняв изрядную дозу снотворного и проорав с десяток забойных песен, тоже утихомирились под групповым тентом. Ночью дождь перестал.

Шестой день. Продолжение карячки. Ночевка у подземных рек.Утро тяжелое. Все мокрые. Кости ломит от неудобных ночных позиций. Но надо брать себя в руки и идти к катамаранам. Воды почти не прибавилось. Сплавили-прокорячили все каты до лагеря-ночевки к обеду. Затем мы (Таганок + Вербов) стартовали дальше с небольшим опережением второй пары…

Договорились, что идем до порога у водопада (подземные реки). Продвижение идет тяжело, много обносов и проводок. Доходим до водопадного порога. Разводим костер, готовимеду на всех (предусмотрительно взяв 2 из 3 котлов с собой). Пытаемся выйти на связь с Петровичем. Связи нет. Наконец, когда стало уже смеркаться ребята вышли в эфир, что вторая пара экипажей ночует не дойдя до нас. Одно из препятствий, которые мы прошли, ребята обносили, в связи с чем потеряли много времени.

Расчистили два места под палатки на камнях. Ночью опять был короткий дождь.

Седьмой день. Авария.
Утром мой экипаж хохотал на до мной, нагло впаривая, что я ночью встал из палатки и долго отсутствовал, а вернувшись сказал, что выходил в эфир с Петровичем. Ничего такого не помню — это все инсинуации!Ближе к двенадцати вся команда воссоединилась для прохождения одного из самых зрелищных препятствий Манавгата — водопада у подземной реки. Первой успешно прошла пупындра и встала на активную страховку с воды сразу после порога.

Надо отметить, что здесь объем реки увеличивается в 2 раза и уже превращается в достаточно серьезный поток уходящий в длинный сложный порог с большим количеством бочар. Страховка с берега следующего порога невозможна. После него на протяжении следущих 500 м еще несколько мощных препятствий- сливовперед мощнейшим препятствием, который мы обносили в 2005 году.

Следующим на старте экипаж Вербова. Старт и пять минут томительного ожиданияза порогом. Я вижу только Рому Крупнова, снимающегокамерой с высокого камня. Меня настораживает, что камера Ромы вот уже несколько минут направлена в одну точку. Что-то здесь не так…

Крик… из-за камня наконец выплывает судно. Его накидывает на булыган у противоположного берега и окончательно доламывает. Все поперечены сломаны. Одна гондола чудом еще на ровном киле, а вторая уже на боку.Люди, соответственно, кто в седле, а кто-то уже в воде.

Метаются концы. Но не достигают цели. Наша очередь. Уходим вслед за шаландой.

Понимаю, что перед следущим препятствием нам всех уже не собрать, поэтому держим дистанцию, сохраняя всех плывущих впереди на виду. Как только это становится возможно, берем на борт Катю и Игоря. Впереди без гондолы плывет Саша и тут же рядом, перегораживая нам путь, Вербов, обнимающий свою гондолу. Такой вереницей проходим еще пару порогов (надо сказать, что на данном участке река течет очень быстро в стенках и зачалится нет возможности).

Кричим Вите, как в мультике про Простоквашино: "..., бросай ружье и всплывай!". Пытаемся взять Витю на борт, но он бросает гондолу и уходит в ближайщее улово под невысокими стеночками. Какое-то время брошенная гондола нам очень мешает догнать Сашу. Наконец нам удается отпихнуть ее в сторону и мы пытаемся настигнуть его.