Блог Экстремальный сплав Экстремальный сплав Вести из Грузии!

р. Цхенисцкали, Ваня Козлачков
Писано в Батуми, сидя на диване в гостеприимном хостеле.
Мы подолжаем исследование бурных рек Грузии, начатое в прошлом августе. На этот раз подобралась очень сильная команда российских каякеров:
Иван Козлачков — бада и организатор путешествия
Сергей Ильин — мочитель адских сраней
Кирилл Рогачев — видеооператор
Андрей Арсеев — фотограф
Антоха Свешников — разработка маршрута.

Дорога на Кавказ далась достаточно легко. Трасса в хорошем состоянии и можно ехать быстро.
Пограничный пост в Верхнем Ларсе не работает ночью, с 22 до 6ч. Поскольку мы приехали на границу в 2 ч ночи, то пришлось заночевать прям в автобусе в 1 км от шлагбаума. У самого шлагбаума не дали пограничники. В результате этого простояли 2ч утром в очереди.
Границу прошли без проблем и без особенных досмотров. Погранцы попросили разгрузить вещи из багажника, чтобы это было запечатлено на камеру, установленную на посте, но никакого тщательного досмотра не было. Лодки даже и не отвязывали.
На грузинской стороне быстро поставили въездной штамп, грузинскую визу недавно отменили. Прямо на границе есть обменник с адекватным курсом. Едем в Казбеги!

Дорога в город Казбеги идет вдоль реки Терек. Терек течет с северных склонов гор Грузии прямо в Россию. В районе города Казбеги начинается знаменитое Дарьяльское ущелье. На самом деле это не совсем ущелье, скорее довольно узкая долина. Над рекой вьется дорожная лента.

По Тереку мы не стали плавать. Ниже Дарьяла – довольно спокойный участок. Еще ниже и вплоть до границы – эскалатор с непрерывным уклоном, но мы посчитали его мало интересным и не стали там плавать. Сам же Дарьял – непрерывная череда сливов, бочек. Это участок с большим уклоном и огромной скоростью течения. Теоретически проходимо, но требует безошибочного управления каяком. Для первого дня нам показалось явно через чур.
От Казбеги мы поехали дальше в сторону Тбилиси через перевал Крестовский. Перевал высокий, 2300м, дорога довольно плохая, асфальт заканчивается невдалеке от Казбеги и начинается снова лишь в районе горнолыжного курорта Гудаури. Отсюда и далее в сторону Тбилиси идет очень хорошая дорога.

Объехав водохранилище на Белой Арагви мы заехали на речку Хевсурская Арагви. Для первого сплава – вполне. Есть и дропчик и пара бревен от которых надо уехать, так что скучно не было.
Далее наш путь лежал в сторону Сванетии. Мы решили ехать не сразу в Местию, а сначала заехать в регион Нижняя Сванетия. Первой речкой в нашем списке стала Риони.
Надо сказать, что глядя на карту Грузии, часто бывает сложно оценить время, которое займет дорога. Например, первое время от Тбилиси мы ехали по шикарному автобану, который затем превратился в узкое загородное шоссе, а после поворота на север, в сторону Риони, дорога стала совсем извилистой, с крутыми поворотами, спусками и подъемами. В целом, до крупных деревень идет неплохое асфальтовое покрытие, а дальше вдоль речек – грунтовки, проезжаемые на микроавтобусе.

Грузия активно развивается и поэтому вкладывает много денег в строительство автодорог. Антон Свешников, бывший тут в августе прошлого года, сказал, что по сравнению с тем временем, достроили много новых дорог. Но все же, пока лучшим автомобилем для заброски на речки является внедорожник. О такой дорожной сети как в Норвегии или Альпийских странах Грузии пока остается только мечтать.

В деревне Они нас тормознули полицейские. В принципе это был не первый наш опыт общения с местными стражами порядка. Каждый раз это общение сводилось к получению нужной нам информации или, наоборот, полицейские удостоверялись, что у нас все в порядке. Но на этот раз забота о туристах вышла на новый уровень – нас стал сопровождать полицейский кортеж. Те сутки, что мы провели на Риони, за нами неотступно следовал джип с полицейскими, ночевал вместе с нами, отслеживал нас на сплаве. Нельзя сказать, что присутствие полицейских нас как-то сковывало, но, пожалуй, было довольно навязчивым. По всей видимости, такова инструкция местной полиции – оберегать туристов по-максимуму. При этом все, и сами полицейские, и местные жители, заявили, что опасности как таковой нет, но лучше чтобы мы были с кортежем.

По Риони мы сплавились по верхнему участку. Стартовали чуть выше правого притока, не доезжая деревни Гхеби, а закончили ниже деревни Уцера. Вот это было мочилово! Приличный расход, большой уклон, интересные пороги. Когда с большими глазами вылезли посмотреть участок после первых 300 метров сплава, то оказалось, что река потеряла 30 метров. Ключевые пороги проплыли только Ваня с Серегой, а дальше поехали вместе. Такой тип рек мы прозвали «ледниковый эскалатор». Подробнее про Риони Антоха напишет в своем гайдбуке по грузинским речкам.

Дальше мы поехали в район деревни Лентехи. Здесь нас интересовали две речки: Цхенисцкали и Хелидура. Дорога красивая, в нижнем течении Риони течет в глубоком каньоне, но уклон реки небольшой. Вполне себе длинная экскурсионно-рафтовая секция.
Приехав в Нижнюю Сванитию заночевали выше деревни Текали. Конечно, наш бас с лодками не мог не привлечь внимание местных жителей, но все общение происходило очень доброжелательно. Старшее поколение неплохо говорит по-русски, а главное хорошо относится к русским. Всюду нас спрашивали откуда мы и, получив ответ, что мы из России, неподдельно радовались. Политические игры – выше народа, никому не нужны эти войны и запреты на въезд. Россия и Грузия были соседями и ими же остались. Так зачем же поворачиваться друг к другу задницами?
р. Цхенисцкали, Сережа Ильин
Вот где мы угарели – так это на Цхенисцкали! 8км мощных порогов, воды много как и в Риони. Вода – даже не серая или коричневая, а черная. Дорога идет прямо вдоль секции, совсем недалеко от воды. Поэтому пороги можно заранее просмотреть, а при необходимости, уйти со сплава.
р. Хеледула (Хеледура)
На следующий день катнули Хеледуру. Самый верх, до порогов – разбои, река течет прямо сквозь деревья и кусты, напомнило паводковое Подмосковье. А ниже, от деревни, начинаются классные порожки. Жалко, что веселье быстро заканчивается – секция длиной меньше 3 км. Сошлись во мнении, что речка похожа по характеру на Карагем.

А дальше нас ждал переезд в Местию, Верхняя Сванетия. Глядя на карту, можно подумать, что это близко – есть дорога через Ушгули, средневековую сванскую деревню. Но на самом деле все не так-то просто. Мало того, что дорога и так-то корявая, так еще и идет через перевал высотой 2600м, который в это время (май) скрыт под снегом. Ну а вот летом, на джипе 4х4 – пожалуйста, сказали местные. Поэтому мы отправились в Местию через юг, Кутаиси.
Надо сказать, что дорожные указатели продублированы на английском, это сильно облегчает жизнь. Ездим без навигатора (а есть вообще карта Грузии для них? У Яндекса на месте страны – черное пятно, да и у Гугла карта не самая подробная). Когда возникают сомнения по поводу направления — можно легко взять языка. Схема «Гомарджоба, нам туда-то, мадлоба» работает безотказно, многие не просто показывают направление движения, а еще и говорят «следуй за мной» и провожают до нужного перекрестка.
р. Цхенисцкали
Фотогалерея: http://burnovoding.ru/gallery/user/drew/2776
Текст и фото: Андрей Арсеев
 

Ссылки по теме


  • Оцените:
  • 21 мая 2012, 15:14
  • 5429
  • drew


Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
+
0
очень познавательно, спасибо!
сразу захотелось в Грузию
avatar

anatol

  • 21 мая 2012, 15:45
+
0
Мы в мае ездили по Навителу 3. Карта Грузии для него есть, без названий улиц правда, но все дороги и населенные пункты в наличии.
avatar

sharikoff

  • 21 мая 2012, 15:57

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.