Блог Родео на бурной воде Родео на бурной воде Год в Проекте ИКС (Часть вторая)

Миф о цвете

До этого года для меня был не известным, но когда все больше человек мне стало говорить о разности соотношения цветов и размеров, то в этом захотелось разобраться поподробнее.

Впервые эту фразу я услышал от менеджера американской команды WavesportБрайана Кирка (Bryan Kirk), который на вопрос о смене лодки на больший объем, ответил, примерно так: «Попробуй желтую». Тогда я не придал особого значения этой фразе и посчитал ее за шутку. Позже шутка повторилась дважды. Что стало толчком для разбора этой фразы с двух сторон: теоретической и практической.
__________________________________________________________________
Все что написано ниже — мое мнение, которое появилось за год активного катания на этой лодке и путем постоянного обмена опытом с другими каякерам. Именно таким образом сложилось личное мнение, которое не претендует на нобелевскую премию, но может быть кому-то интересно и даже полезно.
Будем считать это мыслями вслух.
________________________________________
__________________________

Теоретическая часть

Теоретическая часть началась с опроса, в круг опрашиваемых людей попали каякеры из команды WaveSport и спортсмены, которые ранее в ней состояли. Получилось расспросить добрый десяток именитых спортсменов, таких как: Bryan Kirk, Peter Csonka, Tomas Andrassy, Marcel Bloder, Martin Koll, Haley Mills и многих других. Из разговоров выяснилось, что полиэтилен, который использует компания Wavesport действительно имеет некоторые особенности. А именно разность времени остывания определенных цветов полиэтилена. Из-за чего существует скрытая линейка зависимости объемов от цветов, а так же прочности самого изделия.


Peter Csonka на волне Nile Special, на Project 52

В основном, всегда речь шла о классических цветах лодок, а не о миксах, то есть — желтый, красный, зеленый. Из информации полученной от всех вышеперечисленных каякеров получалась следующая картина: желтая лодка считалась самой большой, а красная самой маленькой. Причем, внешне, размеры выглядят абсолютно одинаковыми. Как говорилось раньше, основная идея — остывание полиэтилена, а так же усадка этого материала. Таким образом разница гранул полиэтилена заметна именно в тот момент, когда заготовка лодки, после обжигания в матрице, вытаскивается из мыльницы и помещается в комнату для остывания, перед подготовкой к следующему этапу. Гранулы желтого пластика при остывании имеют самую высокую усадку, тогда как красные дают самую низкую. На что это влияет? На объем лодки внутри!

Да, именно объем внутри! Для простоты описания можно привести пример с тестом и дрожжами. Если будет мало дрожжей, то тесто не поднимется высоко, при приготовлении, а вот большое количество дрожжей может изменить эту картину. Примерно такая же картина происходит и здесь. Таким образом желтый полиэтилен имеет меньше «дрожжей», что делает его более тонким, при использовании того же количества материала, тогда как красный полиэтилен получается толще. Из-за этой разницы и получается, что желтая лодка имеет больший объем, чем красная, но именно внутри.


Martin Koll на одном из этапов Кубка Мира

Но не только желтая лодка большая, вслед за ней идет зеленый цвет, который не на много отстает. Таким образом можно выявить вторую сетку размеров для лодок, но уже по цветам, где во главе объемных лодок будет стоять самый светлый полиэтилен, а во главе менее объемных — самый темный. Миксовые цвета в этой таблице бы заняли среднюю позицию.

И это не последняя разница, которая возникает при анализе цветов. Есть еще более интересная сторона этого вопроса — толщина и прочность полиэтилена. Если желтый каяк получает более тонкие и твердые стенки, то красный каяк с его толстыми и мягкими стенками может посоревноваться с ним в износостойкости. И тут уже, кто победит будет решать стиль катания и место использования каяка. Эту мысль часто повторял Марсель, который говорил о не долгом сроке жизни желтой лодки, которая при ударах скорее давала трещину, чем просто царапалась или выгибалась. Таким образом появляется, уже, третья сетка для лодок, но уже рассказывающая о цветах и прочности, которую получают эти цвета. В этой сетке на лидерские позиции выходят более темные цвета, но это уже глубокая теория, такая же как и разница в весах полиэтилена.


Peter Csonka и Marcel Bloder на тренировке

А вот последней фразой во время интервью, которая стала толчком к началу практики, стала фраза Кати Кульковой, которая сказал следующие: «Чонку могли запихнуть только в ЖЕЛТЫЙ Project 52!», после этого я попросил Мартина и Браина дать мне свои лодки на пробу.

Практическая часть



Передо мной лежали три лодки:
Желтая — Брайана Кирка.
Красная — Мартина Колла.
Трехцветная — моя.

Этот тест получилось провести только в последние дни соревнований, поэтому в моем распоряжении был только берег и тихое улово, до бурной воды так и не добрались. Для первых ощущения достаточно было просто по очереди посидеть в каждой из лодок. По уже предвзятому отношению или по правде, показалось, что лодки действительно разные. Так, в красной мне было тесно, а в желтой на много просторнее и даже хотелось добавить немного больше пены в нос лодки. Гладкая вода не показала особых отличий. Ощущения были смешанными: то ли разница реально так велика, то ли это просто мне так хочется думать.



Главным плюсом в этом тесте оказалась информация о прочности лодок, а так же возможный толчок для более глубокого изучения разницы цветов и объемов. По приезду в Москву я выбрал желтую лодку для следующего сезона и надеюсь, что Уганда поможет разобраться в этом мифе до конца.

В следующей и последней части хочется еще немного поговорить про аутфтинг...



Стасян
 

  • Оцените:
  • 12 декабря 2012, 16:00
  • 4172
  • Stasyan


Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.