Блог Блог компании RiverZoo Блог компании RiverZoo Непальские хроники.

Мария Горбунова из Новокузнецка, уже давно открыла сезон и делится свежими Непальскими впечатлениями.

«Началось все с того, что я безумно хотела оказаться в Непале. Для меня это была страна вечной шамбалы, спокойствия и умиротворения. И после каждого нового рассказа об этой удивительной стране я чесала руки в поисках способа там оказаться. Хотя бы на 2 недели.

И вот, этой весной судьба закинула меня в Непал. На три месяца. Здесь оказалось действительно очень круто: потрясающая природа вперемешку с запахами аромапалочек, с дружелюбными лицами местных жителей, с флажками-мантрами, развевающимися на ветру и со звуками колокольчиков. Объединяясь, все это создает непередаваемую словами картину непонятного чувства внутри тебя. А в голову набегают мысли о том, что шамбала действительно существует. И в шамбале этой живут другие, по-детски открытые и настоящие люди.

Но, не буду скрывать, есть у Непала и другая сторона. Она открывается позже. Это грязные улицы и некультурные люди, это пыльная дорога с постоянными шумом, тряской и громкими сигналами других водителей. Это и многое другое, что не видит тот, кто прилетает сюда на 2 недели.

Вся эта суматоха мне порядком надоела, и вот, в составе команды RiverZoo я отправляюсь в экспедицию на реку Карнали. Для меня это была первая в жизни экспедиция.

Нужно добавить, что в декабре я очень сильно испугалась, плавая по реке Асахан без лодки. (Это было в Индонезии). Испугалась настолько, что в феврале, спустя три месяца, заново тренировала эскимосский переворот. Потом я заболела и пропустила много тренировочных сплавов, поэтому вопрос о том, пойду ли я на Карнали долго был нерешенным. Все-таки пошла.

В первый день экспедиции, примерно в три часа дня, приехав на берег, под палящим непальским солнцем и пристальными взглядами местных мы спешно распихивали наши вещи и продукты по гермам, а гермы по лодкам. Собравшись (кто-то просто собравшись, а кто-то собравшись с мыслями, силами и духом) мы отплыли от берега.

«Карнали, — говорил Костя, это многоводная и широкая река, на которой пороги чередуются с гладкой и спокойной водой, поэтому заплывать здесь не страшно и не опасно, а того, кто оказался в бочке обязательно продавит».

Никаких происшествий в первый день не было: мы благополучно стартанули и благополучно финишировали спустя пару часов сплава. Дружелюбные и ооочень любопытные непальские дети перед стартом примерили наши каски, посидели на лодках (больше всего им почему-то понравилась моя Mamba), подержали весла и долго провожали нас взглядами. Правда, некоторые из них, особо воинственные, обкидали нас с берега камнями. А так как кидание камней, наверняка, одно из главных детских развлечений в глухой непальской деревушке, то делают они это довольно метко. Несмотря на то, что мишень двигается и матерится. Из наших никто не пострадал и вечером, сидя у костра мы дружно уплетали вкусный ужин.

Утро второго дня выдалось ранним, свежим и тихим. Роса упала на Непал, смягчив все его шероховатости. Исчезли суета и спешка, непонятные и надоевшие квесты, исчезли автобусы, постоянно сигналящие непонятно зачем и непонятно кому, исчезла дорожная пыль, и все вопросы, иногда покусывающие мозг. Здесь были звуки воды, легкий ветерок, приносящий свежесть и радостные лица выспавшихся друзей. Открылся какой-то другой Непал: неторопливый и никуда не спешащий.

Мы позавтракали, запаковали свои вещи и отправились дальше. Река пробивала себе путь по красивой долине, на которой то тут, то там мы встречали небольшие непальские поселения. Изредка их обитатели выбегали на берег и с любопытством разглядывали нас. А наблюдать, я думаю, действительно было интересно)

На спокойном участке реки мы дружно гребли вперед, не нуждаясь в лидере. Но как только мы начинали понимать, что впереди начинается ахтунг, пусть даже маленький, нестрашный и неопасный, многие начинали грести в прямом смысле слова назад, пропуская в порог всех желающих. Желающим, как правило, был Костя, он то и показывал нам безопасную линию движения. Иногда, он же, в приказном порядке, выбирал другого желающего. Был среди нас Дима. Честно сказать, после нескольких минут сплава, я поняла, что нужно выбирать линию движения, прямо противоположную той, по которой плывет этот самый Дима. Потому что он залетал в самые дебри и еще долго в них кувыркался! Вот, например, особо запомнилась его заварка после этого слива)

Я же получала огромное удовольствие просто от того, что мне удавалось уплыть от всех бочек и мест, где оказаться я не захотела. Уверена, большая часть заслуги принадлежит моему новому веслу, сделанному специально для девочек. Оно легче по весу и имеет лопатки, меньше, чем у стандартного весла, поэтому им не устаешь грести и гребешь всегда, когда это нужно делать. Силы не кончались в середине порога, как это частенько случалось раньше! (Девчонки, берите на заметку, это весло – Werner Twist).

Стоянку для ночлега в тот день мы искали долго. Приехавшие к нам в тур рыбаки (привет Стасу и Сергей Сергеичу) выставили строгие критерии по ее отбору. Нужен был порог, и следующий за ним скальный бом. Вот у этого скального бома планировалось выловить кучу рыбы, а на противоположном берегу (он должен был быть песчаным) планировалось варить уху из пойманной ребятами рыбы.

В таком живописном местечке мы и остановились. Но рыбы, конечно, не было. А потом кто-то из добытчиков сломал свой спиннинг, так что шансы полакомиться рыбкой уменьшились вдвое. А когда порыбачили все желающие, мы сделали вывод: либо руки не из того места растут, либо снасти взяли неподходящие.

На следующий день мы предусмотрительно положили в герму деньги и ловили рыбу прямо из лодки рыбаков. 8 рыбок за день сплава – неплохой улов для нижней Карнали. Забегая вперед, скажу, вечером мы ели отменную уху из рыбьих голов и лапши типа «Доширак». Саму рыбу мы пожарили в фольге на раскаленных углях костра, предварительно добавив в нее специй и сок лайма. Мммммм, думаю, не нужно описывать, как это было вкусно. В тот вечер мы даже неплохо потанцевали)

А река, в свою очередь, ловила тюленей.И примерно за 8 часов до нашей ухи она поймала меня. В каком-то из порогов, я, зазевавшись, не разогналась перед бочкой, залетела в нее и еще долго там обитала. Сперва я перевернулась и не могла встать просто от того, что все другие участники сплава (а шла я, по-моему, третья) врезались в меня, пробивая себе дорогу, а заодно – мне плечи и спину). Хотя, когда я там кружилась вниз головой, я думала, что меня долбит о камни. Вот он, этот момент:

В общем, поняв, что сухой выйти из воды не получится, я отстрелилась. Обычно я не бросаю весло и лодку. Но здесь я почему то оказалась без них. Оказалась где-то под водой в состоянии невесомости и ничего не могла с этим поделать. Гребки руками и ногами абсолютно не помогали, я зависла где-то в толще воды. Думая о том, где же сейфети, где Костя, где все, где мои родители и что они сейчас все делают, я смотрела наверх, туда, где должно быть небо. И вот, вместо неба я увидела синее дно лодочки. Чтобы ее капитан меня заметил, и чтоб как-то ему помочь меня спасти я что есть силы тянула руки вверх, но лодка медленно куда-то уплывала. Затем, я вспомнила слова о том, что «здесь обязательно продавит», решила расслабиться и предоставила свое тело воде. И как только я это сделала, судьба подарила мне глоток воздуха. А потом еще один. А потом еще и еще.

На берегу мы встретили еще одного тюленя с поломанным веслом. Вид у него был, наверное, такой же, как у меня.

Собравшись с мыслями, поплыли дальше. Через 500 метров — снова порог, и снова бочка, и снова я вниз головой. Весло отпустила практически сразу и практически сразу решила отстрелиться. Только в этот раз подумала о том, как бы успеть схватиться за лодку, ведь при большей нашей площади, больше вероятность, что нас промоет. Сгруппировалась для отстрела и меня поставило саму! Без весла! Я, вдохнув кислорода, конечно, обрадовалась, но чуть позже тихая долина Карнали была оглушена пронзительным криком. Потому что все ребята, помощники и спасатели, были где-то далеко-далеко. Вспомнив, что я умею вставать без весла и плыть можно тоже без весла, я, впечатав коленки в упоры лодки, успокоилась. Лицо проплывающего мимо Сергей Сергеича никак меня не поддержало и не подбодрило. Потому что я шла кормой вперед, а он – как и положено, кормой назад, поэтому видел все, что ждет впереди. В общем с ужасом в глазах, руках и сердце я доплыла до Кости, и оставшуюся часть порога мы прошли вместе.
Слава Богу, ужасов на нашем пути реке Карнали больше не ожидалось. И спокойно преодолевая небольшие пороги и шиверы мы дошли до места очередной стоянки.

В это же место непонятно откуда приплыли непальские дети (Все дети в Непале берутся непонятно откуда. Ты можешь встретить группу школьников где-то на берегу, где ни школ, ни деревень, да и вообще никаких признаков цивилизации нет. А довольные и радостные дети есть!) Приплыли они на своей лодке, но увидев свободно и в открытом досупе лежащие каяки, они мигом запрыгнули в один из них и по очереди осваивали заграничное судно. Мы же, не долго думая, запрыгнули в их «пароход», и наш капитан – Никита – прокатил нас по Карнали в лодке, сделанной из бревна какого-то дерева. С веслом экспериментировать не стал, взял свое – проверенное Werner. Тем более, что лодка эта была очень неустойчива и время от времени рисковала перевернуться.

Последний четвертый день экспедиции был ооочень тяжелый. На воде мы усердно гребли, практически не давая себе передышек, а на стоянках закидывали в себя все сникерсы, орехи и сладости. Устали одинаково все. И одинаково все безумно обрадовались мосту – знаку, говорящему о том, что вот там нас ждет автобус и грести осталось каких-то пятнадцать минут. И снова были далбат, шаумень, самосочки – национальные непальские блюда. Они были адски переперченные и испорченные большим набором специй, но уже какие-то родные. И снова мы погрузились в автобус, который помчал нас к новым приключениям. Еще он периодически сигналил при этом непонятно кому и радостно подпрыгивал на кочках».

За фотохронику спасибо ребятам: Диме Акимову, Косте Лубягину, Никите Симакову.