О переизданиях грампластинок

Удешевленные переиздания как «моно»-, так и стереопластинок прочно вошли в обиход и расходятся в миллионах экземпляров. После того, как пластинка была представлена в каталоге в течение ряда лет, ее изымают оттуда, затем она выходит снова и стоит почти вдвое дешевле прежнего. Недавние переиздания произведений Р. Штрауса в трактовке Рейнера, «Женщина без тени» — великолепный комплект из пяти пластинок, выпущенный компанией «Декка» в середине пятидесятых годов (теперь его можно приобрести на четырех пластинках и в два раза дешевле), многие знаменитые записи Ансерме, выпущенные в начале шестидесятых годов, и многие другие — все эти записи после переиздания имели обнадеживающий успех как у публики, так и в прессе. Старые записи еще первых лет производства долгоиграющих грампластинок и даже некоторые более поздние пластинки можно купить иногда ни больше ни меньше, чем за треть их прежней цены. И кто станет покупать за 2 фунта (4 руб.) два квартета Бартока, когда за эту цену можно купить все шесть?

Возникает, таким образом, проблема: как установить, что лучше всего по исполнению и записи и что выгоднее? За последние три года к имевшимся в 1966 г. 19 записям Второго фортепианного концерта Брамса добавилось еще 9. Новые поступления каждый месяц обсуждаются в нескольких специальных журналах и серьезной прессе. Самые влиятельные из этих журналов — «Граммофон» с тиражом более 70.000, который широко читается и за пределами Англии, «Рекорде энд Рекординг» и «Аудио Рекорд Ревью».

Некоторые магазины грампластинок, например «ЭМГ», который издает не менее влиятельный «Ежемесячный бюллетень», печатают резкие и откровенные критические статьи на ту же тему. Би-Би-Си тоже дает в своей «Музыкальной программе» пространный обзор пластинок, продолжительностью, кроме летнего периода, до пяти часов в месяц. С потоком новых поступлений пытаются справиться и книги, такие, как «Путеводитель по стереопластинкам» и «Музыкальные записи».

Можно задать вопрос: кому это вдруг понадобилось несколько исполнений одного и того же произведения, когда 20 лет тому назад нас вполне устраивало одно или от силы два? Серьезным возражением против грамзаписи всегда было то обстоятельство, что она ограничивает слушателя одной-единственной трактовкой, не меняющейся и даже неизменной. Когда это Малер в трактовке Вальтера, Бетховен в трактовке Шнабеля, Делиус в трактовке Бичема, Сибелиус в трактовке Кайануса, все это не имеет большого значения, поскольку степень их поэтического проникновения в исполняемую музыку столь велика, что к ним возвращаешься вновь и вновь, чтобы лучше понять замысел композитора.

Однако такая совершенная по осмыслению и глубоко прочувствованная трактовка встречается не так уж часто, и, как бы великолепен ни был цикл симфоний Бетховена в знаменитом исполнении Клемперера, я бы не сказал, что Клемперер достигает классической ясности и человечности трактовки Вейнгартнера. В результате многие коллекционеры приобретают для своих собраний классические произведения в нескольких исполнениях. О Бетховене и Брамсе всегда можно сказать что-то новое, подобно тому, как всегда по-новому можно увидеть Монблан.

Дело, однако, не только в том, что грампластинки вызывают живой интерес к классическому репертуару. Они — толчок к познанию, они открывают новые горизонты, до того доступные лишь знатокам и специалистам.

Прекрасным примером здесь может послужить Телеманн: в начале эпохи долгоиграющих пластинок его произведения были представлены лишь в небольшом количестве, а сейчас каталог, опубликованный журналом «Граммофон», насчитывает свыше 170 наименований. То же самое относится к Вивальди и Гайдну. До войны последний был представлен несколькими поздними симфониями, за редким исключением — в одном исполнении, и примерно двадцатью струнными квартсгамм, заказанными «Обществом Гайдна». С тех пор можно было в разное время приобрести свыше 70 его симфоний, многие из них в разном исполнении, огромное количество месс, концертов и других редко исполняемых произведений. Наш партнер по доставке цветов в Казани https://kazan.bflower.ru




Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.