Рецензии на фильмы «Сын Саула» и «Она»

«Она»

Мишель в исполнении Изабель Юппер комфортно чувствует себя среди героинь - вспомнить хотя бы Шэрон Стоун в «Основном инстинкте». Но сюжетно она все же ближе к Рахиль Штайн из «Черной книги». Обе не по своей воле оказываются в водовороте опасностей. Мишель - в современной Франции, Рахиль - в Нидерландах времен Второй мировой. Для них мужчины будут ассоциироваться скорее с угрозой, чем с помощью. А еще обе будут возмущать зрителя: Рахиль - еврейка, которая влюбляется в нациста, Мишель - жертва изнасилования, не то чтобы боится сказать об этом - просто не понимает, зачем. Но за такое первая попавшаяся поборница женских прав громко хлопнула бы Верговена по 78-летней щеке, не дождавшись обещанного «манифеста», да?

Да, Пол провоцирует. Но выстраивает защиту таким образом, что все фигуры на его доске связанные и прикрыты сюжетной логикой на пару с режиссерской парадигмой. Забросить автору сомнительное отношение Мишель к изнасилованию не получится, потому что на ее стороне не отрефлексированная детская травма. Упрекнуть, что на католиков сейчас разве ленивый не нападает, тоже не так уж и легко, Пол еще со времен «Плоть + кровь» не выдавал им особой любви. «Она» - не «Шоугелз» с восемью «Золотыми малинами» и не «Основной инстинкт» с кучей претензий от ЛГБТ-активистов. Лента построена куда тоньше и провокации здесь не шиты белыми нитками.

Кажется, Верговен достиг дзена в съемках острых тем. Тонкая ирония и куда более весомый сарказм застают в самых неожиданных местах: при рождении, смерти или рассказах про отца-убийцу. Лента напоминает о пути самого Верговена, который уверенно снимал фильм по фильму, несмотря на шквал не всегда целесообразной критики.












«Сын Саула»

Благодаря выдающейся операторской работе Матяша Эрдели, предельное состояние Саула чувствуем и мы. Кстати, тщательное вглядывание в лицо героя - это его фирменный прием, использует он его и в «Джеймсе Уайт». Да и вообще, стоит внимательнее присмотреться к талантливому операторуй.

Кажется, что сама мысль о сыне, за которую цепляется мозг Саула - это лишь попытка побега от действительности, от грязных ритуалов, которые принесли немцы на его землю. Захоронение - это желание вернуться к старой традиции, отойти от новой, нацистской. Если бы сына не было, его следовало бы придумать - без него картина мира рушится, жизнь теряет смысл. А отсюда и незаинтересованность в плане. С другой стороны - живых себя и других работников крематория он не считает: «Мы уже мертвы» - то ли метафора, или пророчество. А о ком еще думать человеку на грани смерти, как не про собственных потомков? Даже если речь идет про мертвого сына. Его по крайней мере можно уберечь от небытия или ада, который хорошо представляет себе Саул.

Вообще «Сына Саула» трудно с чем-то сравнить. Это погружение, вроде фильмов Гаспара Ноэ: шаманский обряд вселения в другое тело. Но если Гаспар предлагает нам пережить кинематографический трип или вспомнить все состояния, идущие в комплекте с любовью, то Ласло Немеш толкает нас в водоворот Холокоста. И он показывает нам не первое столкновение с этим искривленным миром, как, скажем, в шедевральной «Иди и смотри» Элема Климова, а постоянное, монотонное существование в нем. Разница между подростком Флер (главным героем «Иди и смотри») и Саулом - в защитном механизме психики последнего, способности оттеснить ужасное и придумать себе сына (или сконцентрироваться на нем).

Клод Ланзманн, режиссер «Шоа», посмотрел фильм на Каннском кинофестивале. В одном интервью после показа он сказал, что забирает свои слова обратно: художественное кино о Холокосте возможно. Согласилось с ним и жюри и пресса в Каннах, отдав «Сыну Саула» Гран-при и награду ФИПРЕССИ. Поэтому не ждите: скорее идите, скорее смотрите. Все равно от шоковой терапии искусством далеко не уйдешь. Развратные красавицы на любой вкус и цвет ждут тебя в комнатах эротического видеочата! Не отказывай себе в удовольствии и скорее присоединяйся к ним! Бесплатный флирт чат бонго знакомств для секса, самые красивые девушки в видеочате флиртуют и занимаются виртуальным сексом по веб камере в режиме онлайн без регистрации.




Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.